- Приключенческий фильм
-
ПРИКЛЮЧЕ́НЧЕСКИЙ ФИЛЬМ — типологическое определение фильма, содержащего авантюрный сюжет, напряженное действие, повествующего о неординарных событиях. В более узком жанровом смысле эл-ты П. Ф. присутствуют в детективе, вестерне, триллере, ф. ужасов, гангстерском и науч.-фантастич. кино. По законам П. Ф. часто строятся такие жанровые подвиды, как ф. карате и кун-фу, кинокатастрофы, кримин. и шпионские картины. Авантюрно-приключенч. мотивы встречаются в мелодраме и комедии.
В социопсихол. отношении П. Ф. отличаются компенсаторным эффектом и высокой степенью идентификации зрителей и героев. Именно поэтому П. Ф. едва ли не больше, чем др. киножанрам, присущ феномен серийности. В то же время с П. Ф. связаны достижения кино иск-ва: "Дилижанс" (реж. Д. Форд), "Леди из Шанхая" (реж. О. Уэллс), "Леди исчезает" и "К северу через северо-запад" (реж. А. Хичкок), "Хэммет" (реж. В. Вендерс) и др.
Осн. чертой П. Ф. является своеобразный "сдвиг" повседневности: чреватый опасностями и приключениями и влекущий за собой антинормативные действия. В качестве сдвига может фигурировать и объективная ситуация (война, рев-ция, освоение неведомых терр., природные катастрофы) и индивид. мотивы (поиски сокровищ, месть, спасение).
Наследуя антич. лит. традиции, сюжеты П. Ф. с самого начала строились вокруг необыкновенных, приподнятых над жизнью персонажей — инфернальных злодеев, гениальных преступников, пришельцев и противостоящих им мужественных, благородных героев. Позднее сформировалась и др. модель — героем становился заурядный обыватель, вовлеченный в неординарные обстоятельства. Приключенч. тенденции прослеживаются еще в ранних кинофеериях Ж. Мельеса. Первый расцвет П. Ф. в Европе пришелся на 1907—14 (франц. сериалы "Ник Картер", "Фантомас" и др.). В США зародился вестерн, восходящий к мифоэпич. канонам. Серийный амер. П. Ф. с участием Д. Фэрбенкса и Пирл Уайт завоевал мир. кинорынок в 20-е годы.
П. Ф. пережил второе рождение в кино США 30-х гг. Произошло слияние П. Ф. с ф. ужасов и гангстерскими ф., появились новые экзотич. герои (Тарзан, Кинг Конг).
Влияние гангстерских и криминальных картин США 30—40-х гг. ощутимо в нац. кинематографиях Европы 60-х гг. — начиная от интеллект. поисков франц. "новой волны" до "спагетти-вестернов", снятых итал. реж. под американизир. псевдонимами.
Наряду с этим в 50—60-е гг. существуют и нац. традиции — фильмы "плаща и шпаги" во Франции, "атмосферные" англ. П. Ф., ист.-приключенч. картины.
Как атрибут массовой мифологии, П. Ф. окончательно утвердился в сер. 60—80-х гг. в сер. о Фантомасе, Джеймсе Бонде, Супермене, а позднее в трилогии "Звездные войны", в ф. о Рэмбо и Индиане Джонсе.
В рус. дорев. кино П. Ф. развивался в русле авантюрного сериала ("Разбойник Васька Чуркин", "Сашка-семинарист"), приключенч. элементы проникали в сюжеты киномелодрам ("Волжский дьявол", "Драма на “Самолете”").
В 20-е гг. традиц. жанры были объявлены бурж. пережитком. П. Ф. послерев. лет строились либо вокруг приключений иностранцев, попавших в Сов. Россию ("Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", 1924; "Луч смерти", 1925; "Мисс Менд", 1926), либо под знаком эксцентрики ("Похождения Октябрины", 1924). Вместе с тем один из первых сов. П. Ф. "Красные дьяволята" (1923) показывал гражд. войну через классич. авантюрные коллизии.
Особенности сов. П. Ф. определились в 30-е гг. В нормативной системе тоталитарного кино необходимые атрибуты приключенч. жанров чаще всего объяснялись двумя путями: необычностью географии действия ("Золотое озеро", "Ущелье Аламасов", "Дети капитана Гранта") или происками вражеских шпионов ("Джульбарс", "На границе", "Ошибка инженера Кочина"). В обоих случаях гл. действующим лицом выступал коллектив.
Отд. категорией сов. П. Ф. являются воен.-приключенч. картины. В 1947 вышел "Подвиг разведчика", принесший на сов. экран качеств. новый образ одинокого героя, на свой страх и риск действующего во вражеском тылу. Эту традицию развили "Секретная миссия" (1950), "Звезда" (1949, вып. 1953), а позднее — "Щит и меч" (1968), "Мертвый сезон" (1968), телесериалы "Вызываем огонь на себя" (1964), "Майор Вихрь" (1967) и особенно "Семнадцать мгновений весны" (1973).
В 1956 вышел один из первых сов. кинодетективов "Дело № 306". В ф. "Огненные версты" (1957) схема вестерна-путешествия переносилась на почву гражд. войны. П. Ф. 60—80-х гг. можно подразделить на воен.-приключенч., партиз., ист.-рев., ф. о милиции, полит. детективы. В 80-е гг. были предприняты попытки создания сов. ф.-катастроф ("Экипаж", 1980; "Тревожное воскресенье", 1983; "Прорыв", 1986), в ф. о рев-ции и гражд. войне адаптировались схемы вестерна, криминального и гангстерского кино ("Белое солнце пустыни", 1969; трилогия о "неуловимых", 1961—71; "Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974; "Транссибирский экспресс", 1978; "Кто заплатит за удачу", "Хлеб, золото, наган", 1981; "Шестой", 1982), в ряде ф. разрабатывалась новейшая традиция "коммандос" и "зеленых беретов" ("В зоне особого внимания", 1978; "Ответный ход", 1981; "Одиночное плавание", 1985).
Лит.: Колодяжная В. С. Сов. приключенч. фильм. М., 1965; Приключенч. фильм. Пути и поиски: Сб. М., 1990.
Приключенческий фильм. Кадр из фильма «Секретная миссия». Реж. М. Ромм. 1950
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.